Виды цен и их классификация

Существует несколько подходов к формированию цены:

1) для привлечения покупателей;

2) использование цен конкурента;

3) использование себестоимости продукции.

Использование себестоимости продукции более надежно для установления реальной цены, однако затратные цены не учитывают состояние рынка, конкуренцию.

Виды цен и тарифов:

  1. официальные — обязательные для продавцов, установлены в твердой сумме;
  2. регулируемые — одинаковые для всех покупателей данного продукта, регулируются Правительством РФ и региональными органами управления, устанавливаются в виде предела значений;
  3. договорные — разные по каждому акту купли-продажи. Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам  товарного обслуживания:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и  потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  • цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж:

  • — контрактные (договорные) цены — цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки — это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

По стадиям продажи:

  • цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке;

 

  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

 

  • цены реализации (сделки, продажи, покупки) — фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

 По степени регулирования:

  • жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
  • регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
  • свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

 По степени устойчивости во времени:

  • твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
  • подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
  • скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

 

  • с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с  учетом его технических и коммерческих условий;
  2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
  3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Другие цены

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  • трансфертные (внутрифирменные — для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости  товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран — основных производителей товара).