Организация работы начальника команды футбольного клуба — страница 84-85

Если придерживаться классического определения маркетинга как предпринимательской деятельности, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю, то станет очевидной связь маркетинга со спортом высших достижений[1].

История развития профессионального спорта имеет свои особенности. Она тесно связана с развитием зрелищной индустрии, обслуживающей сферу досуга, а также сбыта спортивных товаров.

Спортивное строительство, подогревается стремлением к максимальной прибыли, в связи со зрительским интересом населения. Предприниматели используют этот интерес и стремления к здоровому, активному отдыху. Однако бизнесмены вкладывают средства в те виды спорта, которые обладают наибольшей зрелищностью, особенно в спортивные командные игры и баскетбол в частности. Все это сопровождается безудержной рекламой, также приносящей прибыль организаторам соревнований, клубам и самим спортсменам[2].

Историки спорта социалистических стран и СССР в период до 80-х годов XX столетия, как правило, характеризовали профессиональный спорт в отрицательных формулировках. Они отмечали, что профессиональный спорт в условиях капиталистического производства разрывается на бесчисленные, взаимно исключающие жизненные проявления. В основе этого — всеобщее подчинение в буржуазном обществе всех областей жизни человека законам товарного производства. Все это имеет исторический характер и может быть устранено только с ликвидацией капиталистического способа производств. Буржуазный профессиональный спорт, как часть зрелищной индустрии является одной из форм «массовой культуры» со всеми ее отрицательными свойствами[3].

К концу XX века сложились три модели профессионального спорта: американская, европейская и смешанная. Кроме того, имеется и полупрофессиональная модель, характерная для некоторых игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, хоккей и др.) в Европе[4].

Первым и основным законом развития профессионального спорта в США является получение прибыли. Поэтому профессиональные команды комплектуются из самых сильных американских и зарубежных спортсменов, что позволяет привлечь зрителей, спонсоров, рекламодателей и телевидение.

Спорт высших достижений, и прежде всего олимпийский, и профессиональный спорт в США обособлены. Их связывают только одно — первый является мощным резервом для пополнения второго. Причем спортивные федерации США по игровым видам спорта практически не имеют отношения к профессиональным лигам по своим видам спорта.

Европейская модель профессионального спорта характерна для большинства развитых стран Европы, культивирующих, прежде всего игровые виды -футбол, баскетбол, хоккей, волейбол, гандбол. Развитие остальных видов — велосипедного и конного спорта, бокса, тенниса и др. мало чем отличается от их развития в США.

В основе европейской концепции развития профессионального спорта в отличие от американской модели лежит спортивно-коммерческий, а не коммерчески-спортивный принцип образования и деятельности профессиональных лиг, ассоциаций и союзов.

[1] Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации. — М.: СпортАка-демПресс, 2002.

[2] Перевозников А.А. Социально-педагогические аспекты деятельности спортивных клубов России в процессе их становления и развития: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М.: РГАФК, 1999. —

[3] Кун Л. Всеобщая история физической культуры. — М.: Радуга, 1982.

[4] Гуськов СИ. Профессиональный спорт и российская действительность // Сб. Физическая культура и спорт в Российской федерации. — М.: ВНИИФК, 2000.-С. 66-85.