Организация работы начальника команды футбольного клуба — страница 82-83

Соревнования и соревновательная деятельность являющиеся основным компонентом спорта приобретают в профессиональном спорте дополнительное значение не только как средства достижения высоких спортивных результатов, но и как фактор, обеспечивающий получение прибыли, за счет мероприятий маркетинга (сбыта потребительских услуг): продажи билетов, атрибутики, прав на теле- и радиотрансляции, выполнения контрактов между организаторами и другими учреждениями, размещения рекламы, проведения спортивных лотерей, продажи акций спортивного клуба и продажи игроков[1].

Основные различия между спортсменами-профессионалами и спортсменами-«любителями» заключаются в том, что для первых спорт является основным занятием, профессией, а для вторых занятия спортом проходят параллельно с учебой, службой в армии, полиции, работой[2].

В настоящее время жесткие грани между профессиональным и «любительским» спортом стираются и последний часто называют полупрофессиональным»[3].

Генетические корни профессионализма в современном спорте, по мнению П. Макинтош, проявились в Англии задолго до того, как спортивное движение приобрело популярность. Гольф, скачки, крикет, бокс имели оплачиваемых спортсменов уже в середине восемнадцатого столетия, с возрождением Олимпийских Игр современности проблема деления спортсменов на профессионалов и любителей приобрела определенную остроту. Главным критерием этого разделения стал факт получения спортсменом вознаграждения за спортивные успехи. В первой Олимпийской Хартии — (правило 26) спортсменам «любителям» запрещалось получение какого-либо вознаграждения или материальной выгоды в связи со спортивной деятельностью. Это положение ограничивало состав участников наиболее обеспечиваемой частью населения, что само по себе являлось дискриминацией беднейших его слоев[4].

В 1978 году «правило — 26» было переименовано в «кодекс допуска», предусматривающий возмещение спортсменам зарплаты за период подготовки и участия в соревнованиях, оплаты питания, размещения, транспортных расходов, аренды спортсооружений, страховки, медицинской помощи, работы тренеров, врачей и другого обслуживающего персонала. Спортсменам разрешалось принимать завоеванные призы, получать различные стипендии. При этом спортсмен не мог быть в прошлом профессионалом или выполнять функции профессионального тренера. Однако и это привело к тому, что доходы спортсменов-профессионалов и любителей постепенно уравнивались[5].

В 1980 году в связи с избранием президентом МОК Х.А. Самаранча началась активная коммерциализация и профессионализация Олимпийского спорта. Это, прежде всего, было связано с объективными тенденциями развития общества и в какой-то мере с его глобализацией, а также со стремлением извлечения прибыли из любых мероприятий, в том числе и спортивных[6].

В 1995 году отмена статьи Олимпийской Хартии «О любительстве» позволила международным спортивным федерациям допустить к участию в Олимпиадах, Чемпионатах Мира и Европы спортсменов-профессионалов (за исключением бокса и частично футбола). Эти факторы стали серьезно влиять на сближение профессионального и «любительского» спорта[7].

Спорт высших достижений стал в конце XX века товаром. Но это не обычный товар. Он представляет собой социальное и культурное достояние человечества. В деятельности Международного олимпийского комитета и международных спортивных федераций стали преобладать коммерческие соображения. Экономическая целесообразность становится движущей силой современного спорта, а маркетинг — основным направлением их деятельности. Использование маркетинга в международном спорте оказало существенное влияние на деятельность МОК, Международные спортивные федерации (МСФ), оргкомитетов по проведению Олимпийских Игр, спортивных клубов в области расширения спортивного календаря, формирования систем соревнований и изменения правил их проведения, в угоду телевидению[8].

[1] Тукманов А.В. Проведение соревнований и развитие спорта // Сб. физическая культура и спорт в Российской федерации. — М.: НИЦ Еврошкола, 2001. С. 99

[2] Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. — М.: СпортАкадемПресс, 2001.

[3] Платонов В.Н., Гуськов СИ. Олимпийский спорт (Часть II). — Киев: Олимпийская литература, 1997.

[4] Портнов Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: — М., 1999.

[5] Хавин Б.Н. Все об Олимпийских Играх. — М.: ФиС, 1979.

[6] Raslanas A.A. System of preparing high-performance athletes in Lithuania, summary of the paper habilitation. — Vinius, 2001.

[7] Финогенова Л.А. Участие спортсменов России в Олимпийских Играх после распада СССР: Учебное пособие для студентов заочн. и дневн. факульт. РГАФК. -М., 1999.

[8] Wilmore J.H., CostiU D.L. Physiology jf sport and excreise champaign Huvan Rinetics. 1994.-