Организация работы начальника команды футбольного клуба — страница 76-77

Частичное финансирование ГОСС, а также отдельных проектов подготовки национальных команд осуществляется по линии МВД Германии в соответствии с Национальной концепцией спорта высших достижений. В 2008 году бюджет министерства на эти цели составил 216 млн. евро, кроме того, на развитие спорта инвалидов было выделено 43 млн. евро. По оценкам местных экспертов, система управления национальным спортом в ФРГ функционирует в целом эффективно, подтверждением чего служат стабильно высокие результаты немецких спортсменов во многих летних и зимних видах спорта. В Российской Федерации спорт высших достижений полностью зависит от государства. Основной источник финансирования олимпийского спорта — бюджетные средства. О частных источниках можно говорить лишь применительно к профессиональному и высокозрелищному спорту — волейболу, футболу, хоккею.

Крупнейшие профессиональные спортивные клубы функционируют за счет средств, выделяемых спонсорами. К сожалению, такие источники, как лотереи и спортивный тотализатор, со времен советской системы «Гослото» утрачены, а в новой исторической формации не получили достаточного развития и регулирования с точки зрения источников финансирования социальных сфер и программ. Спортивный тотализатор, если и проводится, то доходы, полученные в результате его проведения, идут отнюдь не на развитие спорта. В Австрии, благодаря принятию в 2005 году новой редакции Закона о развитии спорта, спорт обеспечен надежным финансированием: 3% доходов от деятельности лотерей используется в рамках федеральной программы поддержки спорта, гарантирующей минимальное базовое финансирование в размере 40 млн. евро в год. В 2009 году государством было выделено 85 млн. евро[1].

Частные организаторы лотерей, независимо от их профилирования, при получении лицензии на проведение тиражей в обязательном порядке подписывают согласие на безакцептное отчисление 3% доходов в адрес федеральной программы. То есть в программу налоговых вычетов заложены указанные отчисления. Местная система налогообложения Германии также играет существенную роль в формировании финансовых ресурсов, предназначенных для развития немецкого массового спорта, так как предоставляет спортивным клубам и союзам, имеющим статус «общественно полезной организации», налоговые льготы. В Италии для граждан, чьи дети занимаются спортом, предусмотрена возможность вычета из подоходного налога родителей 19% суммы стоимости спортивных абонементов для детей от 5 до 18 лет. Налоговым законодательством предусматриваются отчисления 0,5% от суммы подоходного налога физических лиц на различные общественно полезные нужды, в том числе в пользу спортивных клубов и ассоциаций.

В качестве интересного примера рассмотрим вопрос финансирования спорта в Бразилии — организаторе Игр XXXI Олимпиады 2016 года. В последние годы там растет внимание к спорту со стороны государства, что выражается в совершенствовании политики в данной сфере, разработке различных программ, модернизации спортивной инфраструктуры. Бразильское законодательство обеспечивает Бразильскому олимпийскому комитету (БОК) постоянный источник получения финансовых средств на нужды развития олимпийских видов спорта. Законом предусматривается перечисление 2% всего выигрыша в рамках проводимых в стране лотерей в БОК (получает 85% от перечисляемой суммы) и Бразильский паралимпийский комитет (оставшиеся 15%). В 2007 году общий объем накоплений в так называемом Олимпийском фонде достиг 37 млн. долларов.

В долгосрочной перспективе бразильские власти намерены нарастить объемы инвестирования в сферу школьной спортивной подготовки, осуществляемого правительствами на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях.

[1] Бриллиантова А.М.  Правовое обеспечение спорта в современном государстве / Федеральный справочник. Т. 2. –М., ПрессКом, 2010. С. 187.