Организация работы начальника команды футбольного клуба — страница 74-75

Управление государства спортивной деятельностью осуществляется путем принятия законодательных актов (законов), в которых утверждаются правовые основы системы государственного управления спортивной отраслью, структура спортивных объединений, экономическое обеспечение деятельности в сфере физической культуры и спорта, права, обязанности и ответственность субъектов физкультурно-спортивного движения. Подобные нормативные акты на уровне федеральных законов приняты и действуют практически во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, отдельных азиатских и африканских странах (Китай, ЮАР, Египет).

Одним из способов нормативно-правового регулирования сферы физической культуры и спорта в иностранных государствах является принятие федеральных (государственных) программ и концепций, имеющих силу закона. Это Национальная концепция спорта высоких достижений (Германия), Национальный план развития спорта (Ирландия), Стратегия развития профессионального спорта на 2006-2012 годы (Новая Зеландия), Национальная программа в области спорта (Словения), Стратегический план 2004-2012 годов (Аргентина), Национальная стратегия развития спорта до 2020 года (Венгрия). В настоящее время такой подход к формированию законодательного регулирования сферы физической культуры и спорта в РФ находится в стадии развития и еще не получил окончательно сформировавшегося правового обеспечения.

В системе государственного управления отраслью физической культуры и спорта за рубежом, как правило, вертикаль управления возглавляет государственный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, коим может быть как специальное министерство или ведомство, так и управления, департаменты, агентства в составе иного, смежного органа государственного управления. Так, за управление спортом в Норвегии отвечает Министерство культуры и по делам церкви (МКЦ), в его составе имеется Департамент спорта, занимающийся вопросами формирования и реализации государственной спортивной политики. Он состоит из двух отделов: один ведет вопросы, касающиеся развития спортивных сооружений, их финансирования, утверждает соответствующие планы; второй отвечает за общие вопросы политики в области спорта, финансирование Норвежского спортивного союза, Олимпийского и Паралимпийского комитетов, спортивных объединений и команд на местном уровне, а также за вопросы антидопинговой работы и международного сотрудничества в области спорта. В Италии же все функции госуправления спортивным и олимпийским движением осуществляет Национальный олимпийский комитет Италии. В Германии реализуется система территориального управления спортом, находящаяся в соответствии с федеративным устройством в ведении земель. На федеральном уровне вопросы управления и финансирования национального спорта курирует Министерство внутренних дел. Ключевая роль в развитии и управлении спортом высших достижений принадлежит Германскому олимпийскому спортивному союзу (ГОСС), созданному в мае 2006 года в результате слияния Германского спортивного союза и Национального олимпийского комитета. В него входят 16 земельных спортивных союзов, 87 тыс. профильных организаций, членская база составляет 30 млн. человек. Основные направления деятельности ГОСС: разрабатывает стратегические взаимосвязи между спортивными и государственными учреждениями; отвечает за формирование национальных команд; обеспечивает подготовку национальных сборных команд по видам спорта к международным соревнованиям[1].

[1] Рожков С. В. Правовое регулирование и стандартизация в сфере физкультуры и спорта –М., ЦСТ Москомспорта, 2010. С. 51.