Гражданское общество

Если выбрать из множества существующих дефиниций граждан­ского общества наиболее существенные моменты, то можно его опре­делить следующим образом. Гражданское общество — это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений ин­дивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духов­ных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность обществен­ных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциа­ций, религиозных общин и т.п.. сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью — первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

Однако независимость гражданского общества условна. Понятие «гражданское общество» наполняется содержанием лишь в связке с понятием «государство». Именно последнее, хотя и автономно от со­циума, выражает интересы различных субъектов гражданского обще­ства, в том числе и семьи.

Таким образом, гражданское общество никогда и нигде не может быть идеальной целью политических устремлений. Оно лишь механизм, позволяющий сосуществовать с государством и охранять свой интерес.

В настоящее время в России сложился только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления.

Гражданское общество — это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная сфера жизне­деятельности людей, реально складывающиеся отношения между ни­ми; это — свободное демократическое правовое цивилизованное обще­ство, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливо­сти; это — рыночное многоукладное общество со смешанной экономи­кой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Сущностью идеи гражданского общества является то, что главным действующим лицом гражданского общества признается чело­век. Человек как личность, а не безликий народ или человеческий фак­тор. Человек как личность — это индивид, имеющий определенную обу­словленную (в том числе и исторически) систему потребностей, интере­сов и ценностей, которые формируются, прежде всего в семье. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития — члена гражданского общества. Поэтому семья, как наиболее оптимальная форма организации жизни человека играет огромную роль в формировании и развитии гражданского общества.

Основные принципы гражданского общества –

«Разрешено все, что не запрещено законом» — необходимое условие созидания и функционирования гражданского общества. И прежде всего принцип «не запрещенное законом дозволе­но» должен действовать в экономической сфере, стимулируя развитие нормальных рыночных отношений, конкуренцию, личную инициативу, свободное отечественное предпринимательство. Что же касается госу­дарственно-властных структур, должностных лиц, то они обязаны при­держиваться другого правила: «можно только то, что прямо разрешено законом». Этому принципу надо учиться так же, как мы учимся демо­кратии: постепенно, «шаг за шагом», постигая азбучные истины. Вывод: надо систематически повышать правовую культуру всех членов общест­ва и совершенствовать механизм правового регулирования.

«Человек — цель, а не средство» — гуманистический принцип, который должен действовать в любом демократическом обществе, имеет давнюю историю, хотя наиболее четко он был сформулирован И. Кантом, признававшим за каждым человеком «статус самоценно­сти». Данный постулат превратился в основополагающий принцип международного гуманитарного права, так как он закреплен во Все­общей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других актах.

Не всегда общества и государства придерживались этого принци­па. Достаточно вспомнить и другую формулу, далекую от гуманизма: «Цель оправдывает средства» (Макиавелли). Отечественная история свидетельствует о практике реализации идеологии, рассматривающей человека как средство достижения общественно важных целей, тре­бующей отказа от личных интересов во имя светлого будущего.

Когда мы говорим «человек — цель, а не средство», то имеем в ви­ду заботу общества и государства об охране прав и свобод каждого человека и семьи, где он обитает.

Помимо указанных, следует назвать такие принципы, как:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; Мировая практика свидетельствует о существовании довольно обширной сферы влияния государства на институт частной собственности. Здесь задействованы и овладение государством некоторыми ключевыми объектами, и определение валюты и цен, и система государственного регулирования частной собственности через конституционные положе­ния о национализированной собственности, систему налоговых льгот, льготных условий кредитования и даже датирования.

Что касается свободы частного собственника, то зарубежное законодательство придерживается принципа баланса индивидуальных и обще­ственных интересов, то есть не только государство охраняет частную собственность, но и собственник имеет определенные социальные обяза­тельства перед обществом, а при некоторых условиях допускается возможность передачи земли, природных ресурсов, средств производства в общественную собственность, то есть национализация собственности[1].

И в этом смысле, как справедливо отмечает И.Л. Петрухин, «имеется не­которое противоречие между понятиями «гражданское общество» и «социальное государство». Первое не терпит государственного вмешательства, а второе претендует на такое вмешательство»[2].

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государ­ство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода слова и печати, независимость средств массо­вой информации;

8) Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность. Следует в этой связи согласиться с Л.А. Морозовой, которая счи­тает, что отечественной науке самое пристальное внимание необхо­димо уделить концепции социального государства. При этом, оче­видно, что критерии социального государства не могут оставаться неизменными по мере развития общества. Неизменным должно оста­ваться одно: государство имеет определенные социальные обязатель­ства перед обществом и вправе вторгаться в сферу осуществления частной   собственности,   если   это   затрагивает   интересы   общества. Лишь сильное государство способно не только сохранять социальную стабильность, юридически оформлять, а во многом и генерировать (конечно, под непосредственным воздействием общественности) ре­форматорскую   активность,   но   и   предотвращать   криминализацию постепенно   расширяемых   секторов   индивидуальной   и   групповой свободы и создавать тем самым действительно здоровое гражданское общество.   Цивилизованным   может   считаться   такое   политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не по­давляет его, а наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его формирования[3]. Как справедливо подмечено, государство сегодня в значительной степени заинтересо­вано в становлении гражданского общества как способа самовыжи­вания: обстановка развивается таким образом, что появляется третья альтернатива, то есть хаос, ведущий к самоуничтожению общества и государства. Поэтому государство должно выполнять функции по ведению общих дел, но одновременно не мешать нормальному тече­нию экономической жизни.

Оно начинает «входить» в качестве неотъемлемого элемента в структуру гражданского общества, обеспечивая решение многих соци­ально значимых проблем[4]. И в этом смысле использование концепции гражданского общества предполагает преодоление ограниченности по­нимания его как определенного типа институционального порядка вне государственных отношений, структур и объединений. Система «государство — гражданское общество» вышла на иной, мало соответст­вующий классическим представлениям уровень взаимодействия. Про­грессирующая дифференциация социальных систем, усложнение их структуры делает необходимым уточнение исходных базовых моментов концепций гражданского общества. В частности, это касается мало раз­работанного вопроса — функции гражданского общества.

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социаль­ная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Реализация указанных принципов позволяет эффективно развиваться государству, поскольку гарантирует стабильное, поступательное развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, в том числе потребностей в создании прочной и процветающей семьи. Вне семьи человек не сможет обрести счастье, стать активным участником государственного строительства. Поэтому семья из правового поля государства никогда не исчезнет. Семья всегда будет связующим кирпичиком, который будет обеспечивать стабильность государства и упрочение гражданского общества, при условии, что семья обретет наконец ощутимую экономическую и правовую поддержку со стороны государства.

Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к личности, так и по отношению к государству. По вопросу классифика­ции функций гражданского общества нет единой точки зрения. Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества:

  1. Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая са­мостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков в наде­жде, что по отношению к нему будет соблюдаться тот же принцип.
  2. Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязан­ностей человека, формируется общественно-активный индивид.
  3. Функция стабилизации социального развития. Многие институты гражданского общества (религия, церковь, семья, собственность) весьма консервативны и практически очень редко подвергаются кардинальному пересмотру, а значит, спасают личность от потрясений, способствуя тем самым стабильному развитию общества и государства.
  4. Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство.
  5. Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, скоординировавшись с другими людьми, воздействовать на государство с целью облегчить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь граждан от излишнего вмешательства и регулирования государством.
  6. Функция воздействия на государство, формирование его в соот­ветствии с демократическими устремлениями граждан.

Основные элементы гражданского общества

Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетво­рения многообразных потребностей людей по преимуществу спонтан­но снизу, а не конструируются сверху по приказу государства. Субъекты, составляющие гражданское общество (индивиды, коллективы), юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как сво­бодные и равные партнеры. Гражданское общество объединяет гори­зонтальные связи, как правило, не знающие такой зависимости, как «веление (команда) — подчинение».

Собственность в гражданском обществе выступает главной предпосылкой свободы человека и всего общества. Отчуждение от собствен­ности пагубно для любой личности, так как оно означает отрыв от пита­тельных экономических корней. Долгое время мы имели одностороннее представление о частной собственности — как о причине всех бед и несчастий. Широко известен лозунг, провозглашенный К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» коммунисты могут выразить свою теорию одним положением — уничтожение част­ной собственности. При этом замалчивались и оставались в тени другие высказывания создателя «Капитала»: «Частная собственность как проти­воположность общественной, коллективной собственности существует лишь там, где средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам. Но в зависимости от того, являются ли эти частные лица работниками или неработниками, изменяется характер самой ча­стной собственности. Бесконечные оттенки частной собственности, ко­торые открываются нашему взору, отражают лишь промежуточные со­стояния, лежащие между обеими этими крайностями»[5]. Свободные и равноправные индивиды — собственники; материальная, а следователь­но, и духовная, личная, политическая, нравственная независимость -основополагающие ценности того общества, которое именует себя граж­данским. «Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для них. Нищая, голодная, отсталая страна с неразвитой экономикой не может иметь статуса гражданского общества»[6].

Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, но государство участвует в отлаживавши и совершенствовании этой системы. Оно должно создавать баланс между конкурирующими субъектами. Государство — мощный фактор формирования и поддержа­ния рыночной сферы, хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности». Предпринимательская деятельность была легализована в нашей стране Законом РСФСР «О предприятиях и предприниматель­ской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В настоящее время предпри­нимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.

В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свобо­дой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Согласно ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции, но государство обязано не только провозгласить эти права, а и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако, учитывая, что свобода не может быть абсолютной, рамки ее осуществления должны быть четко обозначе­ны. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены Конституцией РФ, исходящей из того, что определенные действия хозяй­ствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (ч. 3 ст. 55). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозво­лено все, кроме прямо запрещенного законом), то и пределы устанавли­ваются в виде ограничений, обязанностей и запретов. Выход за опреде­ленные правовые рамки предусмотрен действующим законодательством и может повлечь юридическую  ответственность.  Особое место среди проявлений незаконной экономической деятельности занимает деятель­ность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию[7]. Ответственность за нее наступает в соответствии с Конституцией (ч. 2 ст, 34) и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках (в настоящее время дей­ствует в редакции Федерального закона от 21 апреля 1995 г).

[1] См.: Морозова Л.А., Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность — Свобода — Право // Гос-во и право. 1996. № 9. С. 135.

[2] Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Гос-во и право.1999. № 10, С. 84.

[3] Дзодиев  В.  Проблемы  становления демократического  государства  в России. М., 1996. С. 175; Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 130-131.

[4] См.: Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9. С. 12; Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Гос-во и право. 1992. № 8. С. 99

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 770-771.

[6] 2  См.: Матузое И.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 88.

[7] См.: Институт прав человека в России / Под ред. Г.И. Комковой. Саратов, 1998. С. 134-135.

Если выбрать из множества существующих дефиниций граждан­ского общества наиболее существенные моменты, то можно его опре­делить следующим образом. Гражданское общество — это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений ин­дивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духов­ных интересов и потребностей.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность обществен­ных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциа­ций, религиозных общин и т.п.. сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью — первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

Однако независимость гражданского общества условна. Понятие «гражданское общество» наполняется содержанием лишь в связке с понятием «государство». Именно последнее, хотя и автономно от со­циума, выражает интересы различных субъектов гражданского обще­ства, в том числе и семьи.

Таким образом, гражданское общество никогда и нигде не может быть идеальной целью политических устремлений. Оно лишь механизм, позволяющий сосуществовать с государством и охранять свой интерес.

В настоящее время в России сложился только некий идеальный образ гражданского общества, требующий глубокого научного осмысления.

Гражданское общество — это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная сфера жизне­деятельности людей, реально складывающиеся отношения между ни­ми; это — свободное демократическое правовое цивилизованное обще­ство, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливо­сти; это — рыночное многоукладное общество со смешанной экономи­кой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Сущностью идеи гражданского общества является то, что главным действующим лицом гражданского общества признается чело­век. Человек как личность, а не безликий народ или человеческий фак­тор. Человек как личность — это индивид, имеющий определенную обу­словленную (в том числе и исторически) систему потребностей, интере­сов и ценностей, которые формируются, прежде всего в семье. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития — члена гражданского общества. Поэтому семья, как наиболее оптимальная форма организации жизни человека играет огромную роль в формировании и развитии гражданского общества.

Основные принципы гражданского общества –

«Разрешено все, что не запрещено законом» — необходимое условие созидания и функционирования гражданского общества. И прежде всего принцип «не запрещенное законом дозволе­но» должен действовать в экономической сфере, стимулируя развитие нормальных рыночных отношений, конкуренцию, личную инициативу, свободное отечественное предпринимательство. Что же касается госу­дарственно-властных структур, должностных лиц, то они обязаны при­держиваться другого правила: «можно только то, что прямо разрешено законом». Этому принципу надо учиться так же, как мы учимся демо­кратии: постепенно, «шаг за шагом», постигая азбучные истины. Вывод: надо систематически повышать правовую культуру всех членов общест­ва и совершенствовать механизм правового регулирования.

«Человек — цель, а не средство» — гуманистический принцип, который должен действовать в любом демократическом обществе, имеет давнюю историю, хотя наиболее четко он был сформулирован И. Кантом, признававшим за каждым человеком «статус самоценно­сти». Данный постулат превратился в основополагающий принцип международного гуманитарного права, так как он закреплен во Все­общей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и других актах.

Не всегда общества и государства придерживались этого принци­па. Достаточно вспомнить и другую формулу, далекую от гуманизма: «Цель оправдывает средства» (Макиавелли). Отечественная история свидетельствует о практике реализации идеологии, рассматривающей человека как средство достижения общественно важных целей, тре­бующей отказа от личных интересов во имя светлого будущего.

Когда мы говорим «человек — цель, а не средство», то имеем в ви­ду заботу общества и государства об охране прав и свобод каждого человека и семьи, где он обитает.

Помимо указанных, следует назвать такие принципы, как:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; Мировая практика свидетельствует о существовании довольно обширной сферы влияния государства на институт частной собственности. Здесь задействованы и овладение государством некоторыми ключевыми объектами, и определение валюты и цен, и система государственного регулирования частной собственности через конституционные положе­ния о национализированной собственности, систему налоговых льгот, льготных условий кредитования и даже датирования.

Что касается свободы частного собственника, то зарубежное законодательство придерживается принципа баланса индивидуальных и обще­ственных интересов, то есть не только государство охраняет частную собственность, но и собственник имеет определенные социальные обяза­тельства перед обществом, а при некоторых условиях допускается возможность передачи земли, природных ресурсов, средств производства в общественную собственность, то есть национализация собственности[1].

И в этом смысле, как справедливо отмечает И.Л. Петрухин, «имеется не­которое противоречие между понятиями «гражданское общество» и «социальное государство». Первое не терпит государственного вмешательства, а второе претендует на такое вмешательство»[2].

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государ­ство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода слова и печати, независимость средств массо­вой информации;

8) Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность. Следует в этой связи согласиться с Л.А. Морозовой, которая счи­тает, что отечественной науке самое пристальное внимание необхо­димо уделить концепции социального государства. При этом, оче­видно, что критерии социального государства не могут оставаться неизменными по мере развития общества. Неизменным должно оста­ваться одно: государство имеет определенные социальные обязатель­ства перед обществом и вправе вторгаться в сферу осуществления частной   собственности,   если   это   затрагивает   интересы   общества. Лишь сильное государство способно не только сохранять социальную стабильность, юридически оформлять, а во многом и генерировать (конечно, под непосредственным воздействием общественности) ре­форматорскую   активность,   но   и   предотвращать   криминализацию постепенно   расширяемых   секторов   индивидуальной   и   групповой свободы и создавать тем самым действительно здоровое гражданское общество.   Цивилизованным   может   считаться   такое   политическое общество, которое не противостоит гражданскому обществу, не по­давляет его, а наоборот, создает наиболее благоприятные государственно-правовые условия для его формирования[3]. Как справедливо подмечено, государство сегодня в значительной степени заинтересо­вано в становлении гражданского общества как способа самовыжи­вания: обстановка развивается таким образом, что появляется третья альтернатива, то есть хаос, ведущий к самоуничтожению общества и государства. Поэтому государство должно выполнять функции по ведению общих дел, но одновременно не мешать нормальному тече­нию экономической жизни.

Оно начинает «входить» в качестве неотъемлемого элемента в структуру гражданского общества, обеспечивая решение многих соци­ально значимых проблем[4]. И в этом смысле использование концепции гражданского общества предполагает преодоление ограниченности по­нимания его как определенного типа институционального порядка вне государственных отношений, структур и объединений. Система «государство — гражданское общество» вышла на иной, мало соответст­вующий классическим представлениям уровень взаимодействия. Про­грессирующая дифференциация социальных систем, усложнение их структуры делает необходимым уточнение исходных базовых моментов концепций гражданского общества. В частности, это касается мало раз­работанного вопроса — функции гражданского общества.

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социаль­ная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Реализация указанных принципов позволяет эффективно развиваться государству, поскольку гарантирует стабильное, поступательное развитие человека, удовлетворение его основных потребностей, в том числе потребностей в создании прочной и процветающей семьи. Вне семьи человек не сможет обрести счастье, стать активным участником государственного строительства. Поэтому семья из правового поля государства никогда не исчезнет. Семья всегда будет связующим кирпичиком, который будет обеспечивать стабильность государства и упрочение гражданского общества, при условии, что семья обретет наконец ощутимую экономическую и правовую поддержку со стороны государства.

Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к личности, так и по отношению к государству. По вопросу классифика­ции функций гражданского общества нет единой точки зрения. Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества:

  1. Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая са­мостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков в наде­жде, что по отношению к нему будет соблюдаться тот же принцип.
  2. Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязан­ностей человека, формируется общественно-активный индивид.
  3. Функция стабилизации социального развития. Многие институты гражданского общества (религия, церковь, семья, собственность) весьма консервативны и практически очень редко подвергаются кардинальному пересмотру, а значит, спасают личность от потрясений, способствуя тем самым стабильному развитию общества и государства.
  4. Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет государство.
  5. Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, скоординировавшись с другими людьми, воздействовать на государство с целью облегчить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь граждан от излишнего вмешательства и регулирования государством.
  6. Функция воздействия на государство, формирование его в соот­ветствии с демократическими устремлениями граждан.

Основные элементы гражданского общества

Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетво­рения многообразных потребностей людей по преимуществу спонтан­но снизу, а не конструируются сверху по приказу государства. Субъекты, составляющие гражданское общество (индивиды, коллективы), юридически независимы друг от друга и взаимодействуют как сво­бодные и равные партнеры. Гражданское общество объединяет гори­зонтальные связи, как правило, не знающие такой зависимости, как «веление (команда) — подчинение».

Собственность в гражданском обществе выступает главной предпосылкой свободы человека и всего общества. Отчуждение от собствен­ности пагубно для любой личности, так как оно означает отрыв от пита­тельных экономических корней. Долгое время мы имели одностороннее представление о частной собственности — как о причине всех бед и несчастий. Широко известен лозунг, провозглашенный К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» коммунисты могут выразить свою теорию одним положением — уничтожение част­ной собственности. При этом замалчивались и оставались в тени другие высказывания создателя «Капитала»: «Частная собственность как проти­воположность общественной, коллективной собственности существует лишь там, где средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам. Но в зависимости от того, являются ли эти частные лица работниками или неработниками, изменяется характер самой ча­стной собственности. Бесконечные оттенки частной собственности, ко­торые открываются нашему взору, отражают лишь промежуточные со­стояния, лежащие между обеими этими крайностями»[5]. Свободные и равноправные индивиды — собственники; материальная, а следователь­но, и духовная, личная, политическая, нравственная независимость -основополагающие ценности того общества, которое именует себя граж­данским. «Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для них. Нищая, голодная, отсталая страна с неразвитой экономикой не может иметь статуса гражданского общества»[6].

Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, но государство участвует в отлаживавши и совершенствовании этой системы. Оно должно создавать баланс между конкурирующими субъектами. Государство — мощный фактор формирования и поддержа­ния рыночной сферы, хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности». Предпринимательская деятельность была легализована в нашей стране Законом РСФСР «О предприятиях и предприниматель­ской деятельности» от 25 декабря 1990 г. В настоящее время предпри­нимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.

В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свобо­дой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Согласно ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции, но государство обязано не только провозгласить эти права, а и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако, учитывая, что свобода не может быть абсолютной, рамки ее осуществления должны быть четко обозначе­ны. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены Конституцией РФ, исходящей из того, что определенные действия хозяй­ствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (ч. 3 ст. 55). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозво­лено все, кроме прямо запрещенного законом), то и пределы устанавли­ваются в виде ограничений, обязанностей и запретов. Выход за опреде­ленные правовые рамки предусмотрен действующим законодательством и может повлечь юридическую  ответственность.  Особое место среди проявлений незаконной экономической деятельности занимает деятель­ность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию[7]. Ответственность за нее наступает в соответствии с Конституцией (ч. 2 ст, 34) и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках (в настоящее время дей­ствует в редакции Федерального закона от 21 апреля 1995 г).

[1] См.: Морозова Л.А., Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность — Свобода — Право // Гос-во и право. 1996. № 9. С. 135.

[2] Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Гос-во и право.1999. № 10, С. 84.

[3] Дзодиев  В.  Проблемы  становления демократического  государства  в России. М., 1996. С. 175; Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 130-131.

[4] См.: Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 9. С. 12; Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Гос-во и право. 1992. № 8. С. 99

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 770-771.

[6] 2  См.: Матузое И.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 88.

[7] См.: Институт прав человека в России / Под ред. Г.И. Комковой. Саратов, 1998. С. 134-135.